Правила соревнований

Сиаидзё (место соревнований) должно быть следующих размеров: 9-11 метров на 9-11 метров, и еще необходимо выделить 1,5 метра свободной полосы по всему периметру площадки. Все линии должны быть шириной 5-10 сантиметров и написаны белой краской.

Поединок ведется до трех очков, но тот, кто первым набрал два очка, считается победителем. Установленное время сиаи - 5 минут. Если время истекло, а счет 1:0, то победителем признается набравший хотя бы одно очко. Если же не было ни одного очка за 5 минут, то назначается добавочное время 3 минуты. Но до этого может быть и пауза для отдыха. Если и в добавочное время не было ни одного очка, то вновь назначается время, а в случае ничейного результата победителя определяют судьи. Тот, кто в добавочное время первым получил хотя бы одно очко, признается победителем. Главным судьей может быть сделано предупреждение обоим кендоистам, если они нарочно тянут время, например, слишком долго находятся в положении цуба-дзэриаи.

Противники делают поклон стоя друг другу и скрещивают мечи, стоя на линии начала поединка. Далее следует команда главного судьи «Хадзимэ», и матч начинается. Он прекращается по команде «Ямэ!». После этого главный судья говорит: «Сёбу-ари!» («Есть победа!»). Оба спортсмена возвращаются на линию начала сиаи, вкладывают мечи в воображаемые ножны, делают поклон, и поединок завершен. При этом можно садиться в сонкё (рис. 41).

завершение поединка

Ударом признается только такой удар, который нанесен ударной частью синая, с должной силой и победным духом, а также с сильным выкриком. Если противник уронил свой синай либо упал, то сразу же нанесенный удар засчитается. Засчитывается также удар, нанесенный в момент выхода противника за пределы границы площадки.

Нарушениями в соревнованиях считается следующее. Оскорбление словами либо действиями достоинства противника и судей. Запрещено также выходить за пределы площадки соревнования. Нельзя делать подножки, грубо толкать, бить соперника руками и ногами, умышленно ударять в места, не защищенные доспехами, трогать руками (хватать) его меч. За все нарушения следует незамедлительное наказание. Так, например, за оскорбление противника жюри сразу же назначает поражение и кендоист дисквалифицируется на данном соревновании. За все остальные, нарушения следует предупреждение, однако получивший 3 предупреждения автоматически проигрывает сопернику одно очко. Тот, кто по какой-либо причине, за исключением травмы, отказывается продолжать матч, признается проигравшим.

За поединком внимательно следят судьи. Их несколько: главный судья (симпан), сидящий несколько в стороне; передний судья, стоящий справа на площадке поединка; еще один передний судья, стоящий слева; задний судья. Кроме этого, присутствуют также: ответственный за время, тот, кто ведет счет, и двое линейных судей, стоящих по разным концам сиаидзё. Двое передних и один задний судьи судят удары в матче и сообщают о них, поднимая красный либр белый флаг над плечом. Если удар не засчитывается, то флаги перекрещивают внизу. Если их мнения разделились, то следует обращение к главному судье, чей голос решающий. Если мнение всех троих судей различается, то удар признается недействительным. Если кендоист нанес удар, который засчитывается, то передний судья поднимает флажок и объявляет громко: «Мэн-ари!» («Есть удар мэн|») либо «Хидари-мэн-ари!» и т. д; После этого оба кендоиста возвращаются на исходные позиции в центре зала. Затем передний судья объявляет: «Нихоммэ!» (второе очко), либо, если у, каждого противника уже есть по одному очку, «Сёбу!» (решающее очко) и поединок продолжается. Когда кто-то набрал 3 очка, то передний судья объявляет: «Сёбу ари!» (матч выигран) и поединок закончен.

Когда кто-либо из соперников выходит за пределы места поединка, судья на линии поднимает флажок и ближайший судья дает команду: «Ямэ! Мото но ити ни каэ-рэ!» («Стоп! Вернуться на исходные позиции!»).