Японская культура

Мы живем сейчас в очень сложное, трудное, но интересное время. Это время, когда мы пытаемся не только становить утраченные культурные ценности, но и стремимся расширить связи с мировой культурой, духовной и физической.

Восточные культуры необыкновенно популярны сейчас только у нас, но и на Западе, поскольку это очень мощный поток духовного знания, как бы дополняющий в наших глазах культурные ценности христианства. В христианской культуре из всех живых существ (или «тварных вещей», как сказано в библии) человек - самое главное, поскольку он сотворен по образу и подобию Бога. В Индии, Китае, Японии традиционно смотрели на человека вовсе не как на владыку мироздания и самую важную часть из всех «тварных вещей». В буддийских культурах все, в сущности, сотворено по образу Бога. Иными словами, по буддизму, лик Бога отражен не в человеке, а во всей природе. Поэтому в даосизме, буддизме, конфуцианстве мы видим человека не на вершине земной иерархии, над которой стоит только Бог, а видим его, неразрывно связанного с природой, в окружении всего мира. Вот, может быть, в чем привлекательность восточных культур для нас, так как мы во многом утратили представление о месте и роли человека в мире и во Вселенной, утратили, по-современному говоря, экологическое мышление.

Совершенно очевидно, что и самого человека роль владыки природы стала устраивать далеко не всегда, поскольку окружающая среда загрязнена и продолжает загрязняться до такой степени, что мы стали как бы поедать жизненное пространство, божившаяся ситуация цивилизованного самоедства правила многих искать новые формы отношений с окружающим миром. Одно из следствий этого поиска - образа к восточным культурам. В восточных единоборствах, в чайной церемонии, в японских трехстишиях (танка) - всех этих и других феноменах восточных культур, везде проявляется синтетический взгляд на мир и человек рассматривается лишь как одна из составляющих этого мира.

В поединке, например, предписывается рассматривать противника не как такового, не как тотально иной, противопоставленный тебе мир, а вместе с собой, как часть некоей более общей системы, которая цельна. Человек в поединке пытается глубже проникнуть во внутренний мир соперника, в логику его действий, стать в конце концов им. Поэтому нередко в ситуации, где наш борец сделал бы обязательно выпад, восточный борец может принять другое решение. В восточной культуре и философии существует концепция Пустоты (Ку).