Начало развития Кендо

 элементы поединка кендо

Кендо - это как раз одна из попыток отразить состояние лада в душе через гармоничные движения (рис. 1). Можно быть гармоничным человеком и сидя неподвижно, но это - не единственный способ достижения гармонии. И идеал гармоничного человека на Востоке - это вовсе не облик монаха, удалившегося далеко в горы и проводящего все время в медитации. Человек, считающийся идеалом, умеет хранить в себе факел особого знания, хранить его свет посреди мирской суеты. Восточная мудрость гласит: как лотос, вырастающий посреди грязи на болоте, сияет своей первозданной белизной, так и человек подлинной мудрости остается мудрецом в любой ситуации и даже в самой парадоксальной ситуации смертельного боя. Легко быть мудрецом, сидя за молитвой перед алтарем. А вот сохранить в борьбе ту же степень духовного покоя, гармоничности и мудрости - вот кульминация истинного знания в человеческой жизни. В этом смысле философские стороны воинских искусств очень важны для понимания руги восточных культур в целом (рис. 2). В том числе и философия воинского искусства японских самураев - кендо.

Слово «самурай» долгое время вообще у нас было ругательным. Правда, в это же время и такие слова, как «честь», «милосердие», «гуманизм», и другие важные этические категории тоже на практике не всегда были в почете. Самураи, японские дворяне средних веков, рассматривались в нашей стране со строго классовых позиций. А мы сегодня с ностальгией вспоминаем многие образцы своей дворянской культуры. В частности, такие вещи, как ощущение собственного достоинства, чести, благородства.

поединок в кендо

В отрицательном смысле слова в понятие «самураи» мы вкладывали фанатизм, связанный с агрессивной политикой Японии конца XIX - начала XX века и вплоть до 1945 года. Кстати, ссылкой на фанатизм заключались обвинения против всех видов восточных единоборств. Самым главным доводом против них была боязнь использования спортивных приемов против окружающих. Но этот довод не будет выглядеть серьезно, если учесть следующее. В принципе человек может практически все употребить во вред себе и окружающим. Можно любого человека, сидячего за рулем машины, считать потенциальным убийцей. Конечно, если у него не хватит культуры вождения, он вполне может им стать, но это уже другой вопрос.