Развитие школы кендо

В кендо появлялись школы, течения, тренеры. В начале XVIII века стали использоваться защитные приспособления-нагрудник, шлем, перчатки и был изобретен бамбуковый меч.

После буржуазной революции Мэйдзи (1868 год) ношение меча было запрещено, и кендо превратилось в спорт. Сейчас во многих японских школах кендо является факультативным предметом, а в колледжах и университетах обязательно есть свой клуб кендо. Все большее количество японцев, включая женщин, занимается этим видом единоборства, и не будет ошибкой сказать, что кендо - самый популярный традиционный национальный спорт в стране (рис. 6).

кендо поединок

«Меньше агрессивности!» - часто повторяют на тренировках учителя кендо тем, кто ожесточенно атакует противника. Главное в кендо - не стремление к победе, а воспитание здорового духа и формирование крепкого организма. Учителя (сэнсэи) не случайно ставят на первое место дух. Слово «кендо» записывается двумя иероглифами: «кэн» (меч) и «до» (путь). Все это связано с философскими понятиями системы дзэн-буддизма. «Путь» означает духовное совершенствование человека, которое осуществляется в том числе и медитацией. Кендо - это и есть один из видов динамичной медитации.

Таким образом, основная цель в кендо - победа не над противником, а над самим собой, над своими слабостями и пороками. Человек, занимающийся кендо, ищет свой путь с мечом в руках - мечом не повергающим, а защищающим. Учителя этого японского искусства говорят: «Лишь только когда ты, взяв в руки меч, почувствуешь, как спокойствие и мир наполняют твое сердце, поймешь, что чего-то достиг».

Для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия необходима полная отрешенность от всех мирских забот во время тренировок и поединков. Кроме слияния с собственным Я, путь к достижению внутренней гармонии лежит также через концентрацию воли. Это позволяет во время поединка сосредоточить внимание и энергию не столько на силе удара, сколько на его красоте и гармонии. Впрочем, сила - тоже немаловажный элемент, но все же главное - духовное, нравственное начало. «Благодаря занятиям кендо, - учат мастера, - все мелочное, агрессивное в вашей натуре исчезнет. Нужно быть справедливым не только в зале для кендо, но и дома, в обществе, постоянно подавляя в себе все неблагородное». Но вся эта философия кендо применима только к «справедливому кэну» - мечу, служащему для защиты, но не относится к «кэну агрессивному», предназначенному для убийств.