Эволюция кендо в период Токугава - Кендо и бусидо

С началом периода Токугава феодальная система приняла законченный вид, установилось жесткое деление всего общества на классы, и по мере того, как власть сёгуната крепла, кендо также видоизменялось.

Раньше кендо могли заниматься и горожане, и крестьяне. Теперь по закону только буси (воины) имели разрешение заниматься фехтованием. Это стало исключительным правом класса самураев.

В этот период кендо слилось с моральным кодексом самураев- бусидо (буквально «путь воина»), который приведет в японское фехтование богатое духовное и теоретическое содержание. А само искусство меча в свою очередь стало рассматриваться как важнейший путь (до) духового воспитания самураев.

Философия бусидо не возникла случайно. Она развивалась из буддизма, конфуцианства и синтоизма. Воинам необходимо руководствоваться в своей жизни особыми правилами, которые отличали бы их от других сословий. Помимо этого они должны были и детей своих воспитывать на тех идеалах, к которым привыкли. Бусидо было призвано показать самураям путь, по которому они подвижны идти с самого рождения. Главным в этом кодексе Признавалось служение сюзерену, соблюдение обязательств выполнение долга при любых обстоятельствах. Принципы, бусидо никогда не принимали вид закона и нигде не были зафиксированы. Однако общественное мнение, традиции свято защищали бусидо как систему воспитания, поведенческих норм класса воинов средневековой Японии.

Из синтоизма бусидо почерпнуло уважение к природе, культ предков, любовь к государю и стране. Из дзэн-буддизма в бусидо пришла идея строгого самоконтроля и самообладания, а многие монахи дзэн сами были отличными мастерами кендо. Огромное влияние на бусидо оказала медитация монахов дзэн, научившая самураев презирать смерть. Вообще существует два вида медитаций в дзэн-буддизме - пассивная и активная (динамичная). При пассивной медитации монахи садились в позу сейдза, отрешались от всего мирского и занимались самосозерцанием, стремясь познать истину и слиться с Буддой. О связи кендо с дзэн-буддизмом говорит тот факт, что точно такая же поза принимается до и после тренировки. Причем принимать ее надо следующим образом:

1. Смотреть прямо перед собой.

2. Левую ногу чуть отвести назад и тихо опуститься на одно колено, затем на другое.

3. Соединить большие пальцы ног.

4. Слегка раздвинуть колени и медленно опуститься на пятки.

5. Подбородок выдвинут вперед, спина выпрямлена.

6. Расслабить плечи, заткнуть рот, дышать животом, смотреть прямо перед собой.

7. Пальцы на обеих руках соединить и положить на бедра.

После принятия такой позы следует громкая команда: «Мокусо!» По этой команде кендоисты замирают, закрывают глаза и несколько минут находятся в состоянии, близком к медитации.